Тормозная система современных автомобилей состоит из вращающегося диска и неподвижных тормозных колодок, которые притормаживают движение давлением на диск с обеих сторон. Геометрия движущегося элемента тормозов должна быть практически идеальной. В противном случае эффективность торможения значительно снижается.
Кривизна поверхности тормозных элементов представляет опасность для жизни и здоровья автомобилистов, поэтому их состояние требуется регулярно контролировать. В случае нарушения функциональности нужно производить замену.
Но часто СТО, имеющие соответствующее оборудование, советуют более дешевый выход из ситуации – проточку тормозных дисков. Выгода мастерских понятна, но стоит ли овчинка выделки для водителя?
Зачем протачивают диски
Тормозной путь при деформации дисков увеличивается до 20 метров, поэтому состояние этих элементов требует постоянного внимания. Особенно важно делать это на современных авто с системами АБС, ПБС, поскольку здесь от согласованных действий всех элементов тормозной системы зависит безопасность водителя, пассажиров. Это будет полностью определяться водительским мастерством человека, управляющего авто на скользкой дороге.
Если поверхность дисков шероховатая и неровная, то даже замена тормозных колодок не даст нужного результата до тех пор, пока они не притрутся.
В случае появления вибраций автомобиля, а также педали тормоза нужно незамедлительно проверить тормозную систему.
В случае нарушения геометрии дисков многие СТО советуют проточку. Большинство производителей рекомендуют менять эти элементы тормозной системы только после 80 тысяч километров пробега, поэтому ремонт этих частей можно считать, вроде бы, оправданным.
Движущиеся элементы тормозов имеют высокую стоимость. С другой стороны, они имеют повышенный эксплуатационный ресурс по сравнению со статичными колодками. С недавних пор некоторые автомобильные мастерские начали приобретать оборудование для проточки тормозных дисков. Такая процедура обходится значительно дешевле новой покупки, поэтому услуга пользуется спросом.
Оценка состояния тормозных дисков, возможные их дефекты
Толщина тормозных дисков
Маркировка тормозного диска
Допустимые размеры толщины тормозного диска добросовестные производители наносят с торца его рабочей части, точнее, на ребре. Но обычно оценка степени износа производится «на глазок». Диаметр тормозного диска ненамного превышает диаметр рабочей его площади, которая контактирует с колодками. В результате снаружи образуется выступ, по величине которого можно сделать выводы о том, насколько «сточен» диск. Как правило, кромка высотой более миллиметра является достаточным основанием для замены детали. Если по каким-либо причинам ремонт невозможен (отсутствие запчастей или средств), то нельзя допускать езду с изношенными более чем наполовину колодками – иначе вывалится поршень тормозного цилиндра. Кроме того, чрезмерно тонкий диск наиболее сильно подвержен деформациям вследствие нагрева, что станет причиной его биения при торможении. Кроме того, значительно снизится механическая прочность, что, в крайних случаях, приведёт к разрушению детали. Особенно «слабы» в этом плане вентилируемые перфорированные тормозные диски – их низкая прочность зачастую вызвана сильной коррозией, разрушающей рёбра жёсткости между сторонами диска.
Статья в тему: Немецкий спорткар Mercedes-AMG GT поступит в продажу в 2015 году
Борозды на тормозных дисках
Появление борозд на рабочих поверхностях, соприкасающихся с колодками, неизбежно. Суппорт не является абсолютно жёстким механизмом, детали которого не изменяют своего взаимного расположения. Меняются как углы взаимного расположения трущихся поверхностей колодки и диска, так и угол положения подвижной скобы суппорта относительно кронштейна, вследствие подвижности направляющих. Слишком большие и глубокие борозды значительно уменьшают поверхность соприкасающихся колодок и дисков, из-за чего снижается эффективность торможения.
Коррозия тормозных дисков
Коррозия и борозды на тормозном диске
Коррозия на рабочей поверхности диска, если её очаги достаточно глубоко проникли в металл, может способствовать выкрашиванию последнего. Правда, если авто постоянно эксплуатируется, то такого не случается. Главные неприятности коррозия доставляет, когда благодаря ей посадочное место диска «прикипает» к ступице, из-за чего снятие тормозного диска может стать достаточно мучительной процедурой. Очень хорошо в плане предотвращения такой неприятности помогает нанесение тонкого слоя смазки на сопрягаемые поверхности во время сборки узла. Как снять тормозной диск, если он всё-таки прикипел? Когда ржавчина достаточно сильно «въелась» в детали, то зачастую приходится высверливать даже болты, фиксирующие диск на ступице. Замачивание «Жидким ключом» мест стыковки ступицы и диска – бесполезное занятие. Максимально чисто убрав ржавчину со стыка, стоит попытаться ввернуть длинные болты в дополнительные отверстия диска и ими «отжать» его от ступицы. При этом нужно ударами тяжёлого молотка сбивать диск. Метод тупой, но эффективный – главное, не терять терпения.
Трещины
При обнаружении трещин на тормозных дисках ни в коем случае не пытайтесь и дальше ездить без замены деталей. В любой момент диск может разрушиться и создать массу проблем.
Риски и допустимые значения
Прежде чем соглашаться на предложение мастеров, важно убедиться в том, что такая процедура вообще имеет смысл, поскольку иногда поможет только их замена:
- Если имеются трещины, сколы в основании, то такие элементы лучше выбросить на свалку. В противном случае тормоза могут просто развалиться во время езды, спровоцировав ДТП.
- Очень внимательно нужно подходить к ремонту, когда толщина диска является минимальной, поскольку тонкий металл будет нагреваться быстрее.
- После проточки машину рекомендуется эксплуатировать исключительно в щадящем режиме.
Несмотря на описанные выше ограничения, мастерские с токарными станками советуют протачивать тормозные диски практически по любому поводу.
Перед проточкой важно определить толщину этих элементов после работы с ними.
Допустимые значения:
- для продукции с вентиляцией составляют 0,5-0,6 см;
- для разновидностей без вентиляции – 0,8-0,9 см.
Только после предварительных расчетов начинается работа на токарном станке. Такой агрегат самостоятельно вращает ступицу, срезая с помощью резцов, которые движутся от центра к периферии, тонкий слой металла. Чаще всего деталь обрабатывается за два-три таких прохода.
Перед началом проточки мастер должен внимательно обследовать не только состояние самого диска, но и ступичный подшипник. Если у последнего существует люфт, то делать проточку не имеет смысла. После проведения процедуры проверяется величина биения, уровень коррозии, остаточная толщина обрабатываемой детали. Кроме того, требуется заменить старые тормозные колодки.
Наиболее часто диски изготавливаются из чугуна. Этот металл меняет свойства под воздействием резких перепадов температур. Из-за этого рабочая поверхность коробится, повреждается его внутренняя структура.
В результате обработки на станке снимается только верхний слой, но после нескольких жестких торможений этот элемент может опять «повести». Убитый диск в процессе обработки может выявить только специалист очень высокой квалификации.
Как проточить тормозные диски в домашних условиях
Никак! Для этого нужен токарный станок и токарь который знает как проточить тормозные диски на токарном станке или оборудование, которое позволит проточить тормозные диски не снимая с машины
При торможении, диски, хоть они и металлические, но стираются. При экстренном торможении диски разогреваются до 300 °C, а керамические вообще до 1.000 °C.
Если резко затормозить и влететь в лужу, то тормозные диски поведет и начнет бить руль при торможении. Следовательно их на помойку и покупай новые, вместе с новыми колодками. К тому же, кривые диски — это еще и небезопасно.
Проточка тормозных дисков: что это такое
Процесс проточки тормозных дисков автомобиля представляет собой устранение неровностей на диске, путем снятия «лишнего» слоя металла. Соответственно, при проточке уменьшается толщина диска, поэтому протачивать сильно изношенные варианты нельзя.
Существует два варианта проточки тормозных дисков:
- Со снятием с автомобиля на специальном станке;
- Без снятия с автомобиля с использованием специального инструментария.
Второй вариант, чаще всего, дешевле, и он занимает меньше времени.
Рассмотрим каждый из вариантов по отдельности.
Диагностика диска
Для начала необходимо установить общее состояние дисков. Это сделать легко: если на поверхности есть неровности, вмятины, бурты и повреждения, значит, пора обращаться к специалистам.
Еще один показатель того, что диск нуждается в заточке, это заметное понижение эффективности торможения.
Мастера автосервисов советуют повнимательнее присмотреться к дискам и ехать в мастерскую, если вдруг появилось биение в педаль тормоза при резкой попытке остановиться. Уровень повреждения и наличие дефектов в тормозных дисках напрямую зависит от стиля вождения. Если вы любитель быстрой езды и резкого торможения, при этом часто «влетаете» в сугроб или в лужу, ваши диски подвергаются перепадам температуры, результатом чего может быть их деформация.
Исправлять или заменять?
Как только «диагноз» поставлен, возникает вполне резонный вопрос — исправлять старый диск или приобретать новый?
Необходимо запомнить следующую особенность: подточка тормозного диска возможна, если остаток составляет минимум 4 мм (это касается вентилируемых дисков).
Многие руководители сервисных служб рекомендуют поменять диски на автомобиле, если они стоят сравнительно недорого. Но если цены для вас слишком высоки, можно воспользоваться услугами автосервиса и обновить старые тормозные диски. Но никогда не забывайте, что чем больше слоев сточится, тем ниже будет срок службы. Иногда проточку делают даже три раза.
Не рекомендуется устанавливать «контрактные» диски, так как точно не известно, как и где они стояли, и существует большая вероятность, что в скором времени их придется поменять или заточить.
Когда не стоит обтачивать диски
В случае с тормозными дисками существует понятие минимальной толщины. Выходить за рамки этих значений категорически не рекомендуется.
В зависимости от типа используемых дисков, минимальная толщина может существенно отличаться. На автомобили устанавливаются вентилируемые и невентилируемые диски.
На минуту следует представить, что автомобилист сточил больше, нежели предусмотрено конфигурациями диска и рекомендациями по его эксплуатации.
В такой ситуации ожидаются такие изменения:
- повышается хрупкость металла;
- диск быстрее нагревается в процессе торможения;
- при резком температурном перепаде диск поведёт;
- есть вероятность раскола, поломки, образования трещин.
Как результат, при торможении на скорости колесо может резко заблокироваться. Не сложно представить возможные последствия.
Никогда не стачивайте диск до значения, превышающего минимальную толщину. Это очень опасно.
Не стоит полагаться полностью и на мастеров. Некоторые из них знают, что диск обточке уже не подлежит, свой ресурс он израсходовал. Но чтобы заработать деньги, он соглашается взяться за работу, не уведомив о возможных рисках автовладельца.
Проточка тормозных дисков без снятия с автомобиля
Если не снимать тормозные диски с автомобиля, протачивать их значительно проще. Но здесь важный момент, что необходимо иметь соответствующее оборудование, которое присутствует не во всех сервисах. Иначе говоря, «в гараже» навряд ли удастся выполнить проточку тормозных дисков по подобному сценарию.
Проходит протачивание тормозных дисков без снятия следующим образом:
- Автомобиль необходимо закрепить на подъемнике и снять колеса;
- Далее освобождается доступ к диску, для этого требуется открутить суппорт (подвесив за держатель к пружине);
- После этого при помощи инструментов делается замер примерной кривизны полотна диска, чтобы определить, насколько требуется сточить металл с детали;
- Далее специальный двигатель цепляется на шпильки или места креплений. Его задачей будет раскрутка диска. К суппорту прикручивается рама, которая будет служить для движения резцов. Важно отметить, что резцы должны одновременно стачивать плоскости сверху и снизу;
- После этого начинается непосредственно процесс проточки.
Проточка тормозных дисков без снятия с автомобиля не занимает много времени. При этом важно заметить, что протачиваются две плоскости. Площадка, примыкающая к ступице, поскольку диск не снимается, остается не тронутой. Это важное отличие от метода со съемом диска.