Признаки неисправности коммутатора как проверить коммутатор своими силами.
Назначение и особенности конструкции коммутатора.
Коммутатор – это один из элементов электрического оборудования автомобиля. Его задача
– обеспечение нормальной работы бесконтактной системы зажигания. Крепления узла производится в подкапотном пространстве.
Устройство отличается
надежностью, способностью выдерживать серьезные вибрации и ударные нагрузки. Это очень важно, ведь в корпусе коммутатора находятся чувствительная к воздействиям электроника.
В основе коммутатора ВАЗ
– стандартная микросхема L 497, которая производит управление транзистором «N-P-N» типа.
>Особенность схемы
– возможность программирования со стороны пользователя и установка необходимого коэффициента задержки. От корректности этого показателя напрямую зависит запуск холодного двигателя.
Благодаря четкой настройке
, можно ускорить частоту вращения коленчатого вала (исключив при этом провалы в работе) и гарантировать качественную тягу силового узла.
К основным параметрам устройства коммутатора можно отнести:
Диапазон напряжений – от 6 до 16 Вольт; рабочий уровень напряжения – 13,5 Вольт; обеспечение бесперебойной искры при вращении коленвала в диапазоне от 20 до 7000 оборотов; ток коммутации – от 7,5 до 8,5 А.
Признаки неисправности коммутатора.
Одним из главных симптомов неисправности коммутатора — потеря искры
. Двигатель плохо заводится и время от времени глохнет, появляются перебои в работе.
Но не стоит торопиться с заменой
— важно убедиться в причине, ведь
потеря искры может произойти по целому ряду причин
– выходу из строя датчика Холла, разрыве ремня ГРМ, неисправности катушки зажигания, плохому контакту в крышке распределителя, проблемами в проводке и так далее.
По этому в первую очередь необходима комплексная диагностика. Самым быстрым и эффективным способом в данном случае может послужить автомобильный диагностический сканер. В большинстве своём данного рода приборы достаточно просты в эксплуатации и имеют демократичную цену. Из представленных на нашем рынке можем посоветовать обратить внимание на мультимарочный сканер Scan Tool Pro Black Edition.
К преимуществам этой модели можно отнести диагностику не только двигателя, но и остальных узлов. Совместим с 99% новых и старых автомобилей, начиная с 1993 года, достаточно прост в использовании и имеет широкий функционал.
Если диагностика остальных узлов не дала результатов
, то можно переходить к нашему «герою». Но как проверить коммутатор, ведь устройство имеет весьма сложную конструкцию?
Как проверить коммутатор, своими силами.
Большинство автолюбителей не морочат голову с диагностикой и просто ставят новый узел. Такой способ имеет свои плюсы.
Во-первых
, не нужно тратить время на проверку – достаточно установить новую деталь.
Во-вторых
, можно сразу определить, в ней причина или нет. На самом деле бояться работы не стоит, ведь проверка коммутатора занимает несколько минут.
Итак, для выполнения работ в домашних условиях хватит контрольной лампы (номинальное напряжение должно быть 12 Вольт) и стандартного набора ключей.
С их помощью можно убедиться в наличии или отсутствии импульсов, а в дальнейшем принять решение об исправности самого устройства.
Алгоритм действий по проверке коммутатора:
Для начала выполнения работ желательно отключить АКБ, что бы случайно не замкнуть проводки, которые вы будите откручивать.
С помощью ключа на «восемь» выкручивайте гайку и снимите проводок с катушку зажигания с маркировкой «К». Этот провод легко распознать – он имеет коричневатый цвет и направляется к зажиму под маркировкой один на коммутаторе;
Подключайте этот провод через контрольную лампочку к зажиму «К» на катушке зажигания, а далее подсоединяйте аккумулятор;
Включайте стартер двигателя и наблюдайте за действиями лампы. Если она мигает, то коммутатор исправен. Если же лампочка не подает никаких признаков жизни, то единственный выход – это замена устройства.
При наличии сомнений в исправности детали, проверка должна производиться на специальном стенде (такой всегда есть на СТО).
В этом случае можно не только определить факт работоспособности изделия, но и измерить продолжительность импульсов.
При появлении первых подозрений не стоит сразу же менять коммутатор или тратить деньги на мастера. Вы вполне способны справиться с работой своими руками.
Тем более, теперь вы знаете, как проверить коммутатор на ВАЗ 2109 и других моделях отечественной марки. Остается выделить время и подготовить минимальный набор инструментов. Удачной дороги и конечно же без поломок.
Источник
Характеристики коммутатора
Схема коммутатора ВАЗ построена на основе микросхемы L497, которая управляет выходным N-P-N-транзистором. Особенностью микросхемы является возможность программирования времени восстановления коэффициента задержки, что является важным для беспроблемного пуска холодного силового агрегата автомобиля. Такая особенность этого электронного компонента коммутатора позволяет осуществлять быстрое ускорение частоты вращения коленвала без провалов в работе, что обеспечивает постоянное тяговое усилие двигателя.
Аналогами, которые иногда используются в конструкции коммутатора ВАЗ 2108, являются микросхемы КР1055ХП1, КР1055ХП2, КР1055ХП4. Однако эти электронные компоненты встречаются в конструкции прибора достаточно редко. Основные технические параметры устройства:
- оптимальное рабочее напряжение 13,5 В;
- диапазон напряжений для нормальной работы 6-16 В;
- коммутационный ток 7,5-8,5 А;
- диапазон обеспечения бесперебойного искрообразования от 20 до 7000 оборотов коленвала.
Конструкция устройства разработана для использования в однопроводных схемах питания на автомобилях, у которых кузов играет роль отрицательной клеммы. Установка устройства, смонтированного на базе микросхемы L497, осуществляется на специально предназначенном месте с помощью штатных крепежных элементов.
Den242 › Блог › Определение неисправностей в системе зажигания
Определение неисправностей в системе зажигания
Неисправности системы зажигания приводят к тому, что либо двигатель не запускается, либо работает с перебоями на холостом ходу или на всех режимах, либо не развивает полной мощности.
По вине системы зажигания двигатель может не запускаться по следующим причинам:
обрыв или короткое замыкание в цепи низкого напряжения;
неисправность свечей, распределителя, катушки или коммутатора зажигания;
неправильное подсоединение проводов к свечам;
загрязнение или обрыв высоковольтных проводов;
неправильная установка момента зажигания;
повреждение бегунка и крышки распределителя.
Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу может быть вызвана увеличенным зазором между электродами свечей или неправильной установкой момента зажигания. Причинами, из-за которых двигатель неустойчиво работает на всех режимах, могут быть повреждение или ненадежное соединение высоковольтных проводов, замасливание или неисправность свечей, неисправность коммутатора, бегунка или крышки распределителя.
Признаки поломки коммутатора
Контактная система зажигания уаз, состав и общее устройство, схемы контактной системы зажигания. порядок действий при установке зажигания на автомобиле уаз схема подключения электронного зажигания на уаз
В процессе эксплуатации автомобиля могут возникать неприятные симптомы, свидетельствующие о неисправности системы зажигания.
Возможной причиной этого может быть некорректная работа коммутатора. Вот наиболее распространенные симптомы, которые должны навести на мысль о возможной поломке этого прибора:
- Не получается завести двигатель. При работающем стартере отсутствует искра.
- Двигатель заводится, нормально работает на низких и средних оборотах, но раскрутить его на высоких оборотах не получается. Двигатель не работает на полную мощность.
- Автомобиль глохнет, трогаясь с места, хотя на холостых оборотах работает стабильно.
- Двигатель заводится, но долго не работает, тут же глохнет.
- Двигатель начинает работать нестабильно – «троить», достигая определенного уровня оборотов. На холодную может заводиться вполне нормально.
- Двигатель периодически, без какой-либо закономерности, может глохнуть, затем опять работать нормально. Загорается датчик разрядки аккумулятора. Стрелка тахометра показывает резкие перепады количества оборотов.
Совет: Признаки неисправности системы зажигания могут возникать не только из-за коммутатора, но и вследствие поломки других узлов. Замена коммутатора при вышеперечисленных симптомах не всегда помогает устранить поломку. Поэтому диагностику системы зажигания желательно производить комплексно, поэтапно проверяя исправность всех составляющих.
Устройство и неисправности коммутатора
Коммутатор ВАЗ 2109 — это один из ключевых элементов системы зажигания автомобиля. Устройство предназначено для коммутирования импульсов тока необходимой амплитуды и продолжительности в первичной обмотке катушки зажигания в зависимости от управляющих импульсов датчика Холла. Оно также стабилизирует ток от 6 до 18 В, защищает полупроводники от перегрузок и обеспечивает отключение системы зажигания при остановке двигателя.
Корпус предусматривает соединение с массой через радиатор. При работе устройства через его радиатор выделяется значительное количество тепла. При эксплуатации следует регулярно очищать радиатор от всевозможных загрязнений для сохранения теплоотдачи.
Признаки неисправности коммутатора могут проявляться следующим образом:
Неисправность коммутатора ВАЗ не единственная возможная причина появления таких симптомов. Такие признаки можно наблюдать, когда вышел из строя трамблер или произошла потеря контакта.
Чтобы грамотно произвести ремонт, необходима тщательная диагностика.
Как работает коммутатор
По сути, коммутатор – это простой усилитель сигнала. Можно сравнить даже со сборкой Дарлингтона, которая используется в микроконтроллерной технике для преобразования слабого сигнала с порта выхода до необходимого уровня. Основа этой сборки – полевые транзисторы, работающие в режиме ключа. На них подается рабочее напряжение, на управляющий вывод поступает сигнал, который усиливается и снимается с коллектора.
Коммутатор зажигания имеет практически аналогичную схему работы. Только используется сигнал с датчика Холла. Он имеет три вывода – управление, общий, плюс питания. При появлении в области датчика металлической пластины происходит генерация тока, который подается на вход коммутатора. Далее происходит усиление сигнала, а также подача его на первичную обмотку катушки. Питание всей системы происходит только лишь после включения зажигания (после поворота ключа).
Диагностика исправности устройства
Глубокую диагностику устройства рекомендуется проводить на специализированном сервисе. Профессиональный стенд позволит оценить состояние узла в различных режимах работы двигателя в диапазоне от 0 до 8000 об/мин. Производитель категорически не рекомендует проводить диагностику кустарными методами. Это опасно не только для электросистемы автомобиля, но и для того, кто пытается провести такую диагностику.
Если приборная доска машины оснащена вольтметром, а владелец авто знает, как проверить коммутатор ВАЗ, то для него доступен простой способ предварительной оценки работоспособности устройства. Одна из функций коммутатора — выключение питания катушки зажигания при неработающем двигателе, но включенном зажигании. При таком отключении напряжение в бортовой сети заметно повышается. Это означает, что для проверки работоспособности устройства следует вставить ключ в замок, повернуть его в положение зажигания, но не запускать стартер. В это время необходимо внимательно следить за показаниями на вольтметре.
В первые секунды стрелочка замрет примерно на середине шкалы, а через 8-10 секунд она заметно дернется вправо. Раз устройство сработало, катушка отключилась, напряжение повысилось, а вольтметр отреагировал, то все в порядке. Если коммутатор выходит из строя, то обычно целиком. Маловероятно, что второстепенная функция сохранила работоспособность, а базовая отказала. Так что с большой вероятностью устройство можно считать исправным.
Как проверить работу
Для того чтобы проверить работоспособность устройства, существует несколько популярных способов. В частности, для этого необходимо:
- самый простой метод на начальном этапе – заменить прибор на заведомо работающий и сравнить результат;
- проверить, подается ли напряжение питания на выводы прибора. Сделать это нужно двумя способами: вольтметром и нагрузкой;
- с помощью осциллограммы проверить правильность формы входного сигнала, что подается на коммутатор;
- тем же методом проверить форму выходного сигнала;
- если приборная панель в автомобиле оснащена вольтметром, то проверку можно провести визуально, следя за его шкалой. Для этого включается зажигание, в этот момент номинальное значение на индикаторе должно равняться примерно 12В, и коммутатор некоторое время добирает на себя напряжение. После того как зажигание будет включено, стрелка на короткое время замирает, а затем движется еще около миллиметра вправо и останавливается. Нарушение этой последовательности свидетельствует о сбое в работе коммутатора;
- также для проверки работы зажигания можно использовать контрольную – обычную автомобильную – лампочку. Один ее контакт подсоединяется к нагрузке, а второй – на выход катушки, что соединен с коммутаторной клеммой. При исправном коммутаторе при включении зажигания лампочка будет мигать и со временем засветится более ярко;
- также для контроля зажигания, если сбой не связан с коммутатором, нужно проверить провода, контакты и разъемы, а также осмотреть датчик Холла.
Важно не забывать, что коммутаторы, применяемые с генераторными датчиками, нельзя использовать в тех системах, что содержат датчик Холла. То же и наоборот
Альтернативные способы диагностики
Когда на приборной доске нет вольтметра, из положения можно выйти, сделав все своими руками. Для этого понадобятся лампочка на 12 В и два метровых провода с зачищенными концами. Схема выполнения работ по диагностике такова:
Существует еще один простой и надежный способ выявить неисправность устройства. Для этого надо установить заведомо исправный коммутатор, завести автомобиль и проверить работоспособность системы во всех режимах. Если система работает штатно, то дело было именно в поломке этого устройства, а когда имеют место те же сбои — коммутатор ни при чем.
Недостаток метода в том, что надо иметь с собой запасной работоспособный коммутатор. Хотя это разумно для долгого путешествия в малолюдных местах, но является экзотикой в обычных поездках по городу.
Фотоотчет: Как проверить катушку зажигания CDI скутера?
Не знаю с чем это связано, но большинство владельцев скутеров и мотоциклов оснащенных системой зажигания CDI при возникновении проблем с искрой на свече сразу же грешат на катушку зажигания. На все мои аргументированные доводы в пользу того, что помимо катушки в электрике скутера есть еще куча устройств обеспечивающих искрообразование между электродами свечи зажигания: генератор, индукционный датчик генератора, коммутатор, провода в конце концов — делают стеклянные глаза и все как один повторяют свою коронную фразу: «А прозвонить ее нельзя?» Нельзя, дорогие мои, нельзя!
Не, я конечно могу сделать умную личность и для солидности потыкать перед вами в катушку тестером, как это делают колхозные гуру. Но я, этого делать сегодня не буду. По одной простой причине: «прозвонить», замерить сопротивление обмоток катушки можно, но что это нам даст. Ну покажет нам тестер заветные циферки на дисплее и что? А если в обмотках катушки внутренние межвитковое замыкание, заводской брак или сгорела обмотка одной из катушек. Думаете с помощью тестера можно определить все эти неисправности? Уверяю вас, что нет.
Будет полезно Выбираем моторное масло для двигателя mitsubishi asx: фото и видео
Поэтому, раз уж на то пошло и вы склонны полагать, что отсутствие искры все-таки как-то может быть связанно с катушкой зажигания — мы пойдем от обратного. А именно: мы сегодня будем учиться проверять не саму катушку, так как это бесполезно и ничего не дает, а проверим электрические параметры устройств обеспечивающие работоспособность катушки зажигания. Такой подход к диагностике подобного рода девайсов более эффективен, нежели обычная «прозвонка» обмоток на обрыв или замер сопротивления.
Особенности ремонта коммутатора ВАЗ 2109
Ремонт коммутатора чаще всего сводится к его замене. Тонкие настройки устройства предназначены лишь для повышения эффективности работы системы. Если произошла поломка устройства, то порядок его замены таков:
Ремонт закончен, отправляйтесь в путь. И постарайтесь не забыть запасной коммутатор, чтобы в любой момент проверить работоспособность узла.
Характерной особенностью автомобиля можно считать его быстрое моральное старение, но долгую жизнь. Самое современное сегодня авто, как минимум через два года будет уже уступать другим, более новым, с улучшенными характеристиками, машинам. Но и сейчас на дорогах встречаются автомобили прошлого века. Поэтому не просто интересно, но порой и необходимо, знать хотя бы в общих чертах, что собой представляют подобные транспортные средства, их устройство, особенности, в том числе и такую вещь, как простой коммутатор зажигания, значительно изменивший возможности машины.
Виды коммутаторов
Различают следующие виды:
- стандартный (стоковый);
- спорт;
- с возможностью изменения фаз опережения зажигания.
Стандартный, еще называемый стоковым, коммутатор монтируется заводом-изготовителем, поэтому он рассчитан на параметры той техники, куда производится установка. Это, в свою очередь, дает гарантии того, что двигатель будет работать надежно, экономично и долго. Часто такие коммутаторы снабжены ограничителями числа оборотов, которые не только могут спасти жизнь водителю, но и сохранить долговечность агрегатов и узлов техники.
Спорт-коммутатор предназначен для того, чтобы повысить верхнюю границу оборотов двигателя. Устанавливается он вместо стандартного по желанию водителя. Но производить такую замену должны только специалисты, так как вместе с этим устройством необходимо заменить еще некоторые детали. Если этого не сделать или сделать неумело, узлы техники будут работать неправильно вплоть до скорого выхода из строя мотора.
Кроме этого, даже профессиональная замена стандартного коммутатора на спорт добавляет существенный риск аварии, если транспортным средством управляет неопытный водитель
Поэтому производить такие действия нужно крайне осторожно, осознавая предстоящий риск, особенно устанавливая такой коммутатор на скутер. Собственно, осторожность нужна всегда
Принцип работы коммутатора с изменением фазы опережения зажигания заключается в том, что он компенсирует недостающую мощность в тех зонах оборотов, где это необходимо, и выравнивает кривую графика крутящего момента. Этим обеспечивается выигрыш в разгоне по сравнению со стандартными коммутаторами и равномерная динамика работы двигателя на различных оборотах.
Что собой представляет и каков принцип работы коммутатора зажигания
Ещё на самых первых автомобилях для поджигания горючей смеси использовались системы батарейного зажигания, функциональная схема которой приведена на рисунке
Указанный рисунок позволяет понять, что ее работа основана на принципе самоиндукции. При разрыве цепи протекания тока в обмотке бобины 3, во вторичной наводится высоковольтная ЭДС, вызывающая появление искры на контактах свечи 2. Разрыв цепи вызывается размыканием контактов прерывателя 6.
Не касаясь достоинств или недостатков, следует отметить, что такая схема работала на автомобиле долгое время. И только появление новой элементной базы, дало толчок дальнейшему развитию подобного устройства, сохранив первоначальный принцип его работы.
Замена коммутатора зажигания на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099
Где находится коммутатор системы зажигания? Его местонахождение очень простое, а всё потому что он находится в самом верху двигателя автомобиля, и добраться до него очень просто. Коммутатор расположен возле вакуумного усилителя, и крепится он к кузову автомобиля за счет двух гаек, что бы вы визуально знали его местонахождение, смотрите фото ниже:
Когда нужно менять коммутатор системы зажигания? При его выходе из строя, у двигателя могут выделяться следующие неисправности:
- Во-первых двигатель у автомобиля может работать не устойчиво, как на холостом ходу, так и при езде на автомобиле.
- А во-вторых очень часто может наблюдаться потеря приемистости автомобиля, проще говоря машина будет хуже ехать.
Каким может быть коммутатор системы зажигания
Приведенная выше схема коммутатора – лишь один из вариантов, как может быть реализовано устройство зажигания. Это выполняется с использованием:
Транзисторная схема коммутатора рассмотрена выше, тиристорная схема использует накопление энергии в конденсаторе, а не в электромагнитном поле катушки зажигания. В ходе работы тиристорной системы, при поступлении управляющих сигналов, схема подключает заряженный конденсатор к обмоткам катушки, через которую он и разряжается, вызывая появление искры. Не касаясь достоинств и недостатков, которыми обладает та или иная схема, достаточно сказать, что любое подобное устройство обеспечивает значительное улучшение всех параметров системы зажигания, а коммутатор со временем вытеснил обычное батарейное зажигание.
Стоит отметить, что двухканальный коммутатор позволяет избавиться от бегунка.
Основные элементы коммутатора
Схема коммутатора достаточно простая, но самостоятельное изготовление этого блока бессмысленно, так как готовый вариант купить окажется намного проще. Монтаж должен выполняться максимально грамотно, иначе работа устройства окажется неправильной. Кроме того, при использовании транзисторов нужно тщательно выбирать их по параметрам, а для этого необходимо иметь качественную измерительную аппаратуру. К сожалению, у двух одинаковых полупроводников разброс характеристик может быть очень большим. А это влияет на работу устройства.
Как определить неисправность коммутатора зажигания
Введение в конструкцию автомобиля коммутатора зажигания, особенно на отечественных авто семейства ВАЗ, позволило повысить их надежность. И хотя первым серийным автомобилем с электронной системой зажигания был ВАЗ 2108, подобные устройства стали ставиться на многих других машинах, в первую очередь на классику. Однако использование такого достаточно сложного изделия привело к тому, что найти возникающую неисправность, а также проверить и отремонтировать коммутатор стало возможным по большей части только в условиях специализированных центров. Внешними признаками, свидетельствующими, что появилась неисправность, могут быть:
КАК ВЫЯВИТЬ НЕИСПРАВНОСТИ В КОММУТАТОРЕ
Несмотря на явные преимущества более новых коммутаторов, они имеют один недостаток: выявить проблему в их работе сложнее, чем в случае с одноконтактными устройствами. Особенно эта проблема касается тех водителей, которые установили новые коммутаторы на свой автомобиль. Как правило, неисправности в двухконтактных или электронных коммутаторах можно выявить только в условиях специализированных сервисных центров
Но следует обращать внимание также на явные признаки в работе систем зажигания:
- не заводится двигатель, на свечах нет искры зажигания;
- агрегат глохнет через несколько минут после того, как завелся;
- неустойчивая работа двигателя.
Если наблюдается хотя бы один из этих признаков, значит стоит заменить прибор на исправный.
Важно!В комплектацию многих автомобилей ВАЗ, а также, некоторых других относительно недорогих марок авто, входят коммутаторы низкого качества. Потому лучше возить с собой запасной исправный прибор для его своевременной замены в случае поломки
Также исправность прибора можно проверить и с помощью вольтметра. При включении зажигания стрелка должна установиться посредине шкалы. Затем она при отключении питания качнется вправо. Данные показатели прибора будут свидетельствовать о нормальной работе коммутатора.
Можно использовать и самодельный прибор для проверки коммутатора. Он являет собой контрольную лампу, которую легко можно сделать своими руками. Один конец лампы присоединяется на массу, второй – к выходу катушки. Если зажигание включить, то при исправности устройства через непродолжительный отрезок времени лампа станет гореть немного ярче.
Коммутатор – основа бесперебойной работы двигателя
Автомобиль ВАЗ 2109 оснащен бесконтактной системой зажигания.
Система включает в себя свечи зажигания, четыре высоковольтных провода (по одному на каждую свечу), датчик Холла, трамблер, катушку зажигания и, собственно, коммутатор.
Рис. 1 Цепь зажигания Ваз 2109 Схематическое изображение.
Система зажигания генерирует электрический импульс (искру), тем самым обеспечивая воспламенение смеси топлива и воздуха в камерах сгорания, необходимое для работы двигателя.
Коммутатор отвечает за циклическую подачу импульсов к катушке зажигания, это необходимо для исправной работы всей системы в целом.
Таким образом, при неисправном коммутаторе искра будет подаваться с перебоями или же совсем отсутствовать. Передвигаться на таком автомобиле не представляется возможным.
Сам коммутатор ВАЗ 2109 состоит из алюминиевого корпуса и микросхемы, установленной на нем. Прибор крепится в подкапотном пространстве и соединяется проводами с катушкой зажигания.
Рис. 2 Внешний вид коммутатора ВАЗ 2109.
Конструкция корпуса и способ крепления позволяет коммутатору успешно переносить вибрации, возникающие при движении авто.
Коммутатор бесконтактной системы зажигания ВАЗ 2109 имеет следующие эксплуатационные характеристики:
Подключение коммутатора
Случаи бывают разными, не исключено, что придется вам менять проводку
Поэтому потребуется принимать во внимание назначение всех выводов на штекере коммутатора. Это позволит правильно провести подключение, причем риска вывести его из строя не будет
Первый вывод коммутатора – это выход. Другими словами, с него снимается усиленный сигнал. Его нужно соединять с выводом катушки «К». Второй контакт соединяется с массой – минусом аккумуляторной батареи.
Все три провода от датчика Холла идут на коммутатор ВАЗ. Причем сигнальный провод соединяется с шестым выводом коммутатора. Пятый – это вывод для питания (на нем напряжение стабильно 12 Вольт). Третий вывод коммутатора – масса (минус питания). Третий соединен внутри блока со вторым. А вот между четвертым, на который подается питание от АКБ, и пятым имеется постоянное сопротивление и стабилизатор напряжения.
Проверка работы коммутатора
Проверить работу коммутатора может каждый автолюбитель при достаточном уровне желания и минимальных технических навыках.
Самый простой способ проверки – это замена узла новым, заведомо исправным. Если после этого проблемы в работе двигателя исчезли, то можно сделать вывод, что старый коммутатор уже отслужил свое.
Произвести замену коммутатора может каждый автолюбитель самостоятельно. Прежде всего необходимо найти его под капотом автомобиля.
Располагается коммутатор в районе левой (водительской) стойки. Он соединен проводами с катушкой.
Рис. 3 Двигатель и организация подкапотного пространства Ваз 2109.
1 – передний стакан амортизационной стойки; 2 – резервуар для воды; 3 – фильтр воздуха; 4 – бензонасос; 5 – рулевая рейка; 6 – датчик распредвала; 7 – вакуумное устройство усиления тормозов; 8 – главный цилиндр тормозной системы и бочок к нему; 9 – коммутатор; 10 – предохранители; 11 – бачок системы охлаждения двигателя; 12 – аккумулятор; 13 – крепление капота; 14 – катушка зажигания; 15 – стартер; 16 – высоковольтные провода; 17 – горловина для масла; 18 – двигатель; 19 – свечи; 20 – система омывателя лобового стекла.
Далее следует отсоединить клемму «минус» от аккумулятора. Затем следует аккуратно отсоединить пластмассовую скобу с проводами от коммутатора. Для этого необходимо отжать пружинную скобу.
Затем откручиваем гайки, которыми алюминиевый корпус коммутатора крепится к кузову автомобиля. Под левой гайкой будет клемма «массы».
Снимаете коммутатор со шпилек и меняете на новый. Новый устанавливается в обратном порядке.
Другие способы проверки коммутатора
Установка системы зажигания на газ-53
Несмотря на относительно невысокую стоимость нового коммутатора, у автолюбителей не всегда есть желание, а порой и возможность, приобрести его.
Да и в случае исправности старого коммутатора его замена никоим образом не повлияет на работу двигателя.
Именно поэтому многие владельцы автомобилей ВАЗ 2109 предпочитают проверить старый коммутатор, прежде чем менять его на новый.
Рис. 4 Крепление коммутатора на кузове авто.
Произвести профессиональную проверку этого узла можно на СТО с помощью специализированного стенда.
Профессиональное оборудование может показать не только наличие или отсутствие подачи импульса от коммутатора на катушку зажигания, но и их цикличность и стабильность.
Но подобное оборудование есть не на всех сервисных станциях, поэтому народные умельцы придумали еще один простой способ проверки коммутатора.
Для этой проверки вам понадобится ключ на 8 и контрольная лампочка на 12 В мощностью 3 Ватт. Порядок действий следующий:
- Снимите клемму «минус» с аккумуляторной батареи.
- Отсоедините ключом на 8 от клеммы с маркировкой «К» на катушке коричневый проводок, который идет к клемме с маркировкой «1» коммутатора.
- Один конец контакта контрольной лампы 12 В соедините с этим проводом, а другой – с клеммой под маркировкой «К» на катушке. Таким образом, контрольная лампа должна оказаться в цепи между катушкой и зажигания коммутатором.
- Накиньте клемму АКБ обратно.
- Попробуйте завести двигатель. Во время вращения стартера контрольная лампа должна гореть. Если этого не происходит, то коммутатор не работает и нуждается в замене.
Вам это может быть интересно:
Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов
Сегодня мы рассмотрим устройство и схемы систем зажигания на автомобили ВАЗ всех основных моделей. Поскольку карбюраторные версии ВАЗ это уже практически история, остановимся подробно на системах зажигания инжекторных автомобилей. У них основой системы зажигания является модуль электронного зажигания. Также рекомендуем тщательно отнестись к выбору свечей и качеству высоковольтных проводов, ведь именно от них будет зависить качество искры и соответственно работа системы зажигания в целом. Информация предназначена как справочное пособие для самостоятельного ремонта авто.
Признаки неисправностей бесконтактной системы и их причины
Я рекомендую при выявлении признаков неисправностей в работе бесконтактной системы ни в коем случае не паниковать.
В процессе поиска неисправностей контактной системы зажигания, а также бесконтактной, я рекомендую обратить внимание на такие особенности:
- Для осуществления проверки части высоковольтного типа желательно было бы изготовить простой разрядник, имеющий зазоры между первым и вторым электродом около 7-10 мм. Данный прибор необходим для того, чтобы не допустить при проверке на искру выхода из строя приборов электронного типа.
- Держать провода голыми руками не рекомендуется, особенно в момент образования искры.
- Для осуществления проверки цепей лучше всего применять не контрольную лампу, а тестер.
- Нельзя дотрагиваться до элементов системы и высоковольтных проводов в связи с тем, что данный вид системы зажигания имеет более высокий уровень напряжения, чем контактная.
- Нельзя отсоединять от клемм батареи провода при включенном зажигании, так как это способно вывести из строя узлы электронного типа.
- Запрещается в одном жгуте прокладывать провода с высоким и низким уровнем напряжения.
- Не допускать процесса ослабления затяжки винтов, которые крепят коммутатор, так как благодаря им он может соединяться с «массой».
Теперь что касается конкретных признаков, а именно внешних, которые могут указать на наличие неисправности системы зажигания бесконтактного типа:
- Двигатель не может начать работать или же начинает свое функционирование с определенными трудностями и осуществление неустойчивой работы мотора при холостом ходу. Причинами этого может быть следующее:
- пробой или обрыв проводов высоковольтного типа и крышки датчика, отвечающий за распределение;
- неисправности в работе: свечей и катушки зажигания, транзисторного коммутатора, датчика;
- обрыв обмотки статора от датчика;
- отсутствие электрического контакта, возникающего на выходе датчика-распределителя;
- нарушение контактов в тех местах, где проводы присоединяются к аппаратам зажигания (можно определить по наличию выстрелов из глушителя);
- возникновение слишком большого зазора в свечах.
- повышение уровня расхода топлива и понижение уровня мощности в работе мотора. Тут причины могут заключаться в неисправностях обоих регуляторов (вакуумного и центробежного) и свечей.
Все эти проблемы являются решаемыми, причем при помощи различных методов: регулировка, восстановление, замена и т.д.
Также следует отметить то, что при наличии данной системы нельзя использовать катушку, так как это может стать причиной поломки электронного датчика. Это – существенное различие с контактной системой.
Признаки неисправностей электронной системы и их причины
Схема электронного зажигания автомобиля
На сегодняшний момент можно стать свидетелем такой тенденции, как все более активное вытеснение из-под капотов автомобилей механических систем, осуществляемое электроникой. Данный факт обусловлен разными причинами. В первую очередь целью повысить уровень экономичности и надежности авто, а также снизить уровень токсичности отработавших газов. Таким образом полупроводниковая техника начала развиваться более активно, что стало причиной возникновения сначала контактно-транзисторной, а потом и электронной системы зажигания.
Основная особенность первой системы заключается в прохождении небольшого тока управления транзистором по контактам прерывателя. Когда же появилась электроника, то наличие этих контактов уже перестало быть обязательным условием. При этом они были заменены бесконтактным датчиком, огромное преимущество которого заключается в его способности не быть подверженным механическим износам и том, что он не нуждается в осуществлении постоянных регулировок.
Итак, внешние признаки неисправностей электронной системы зажигания и, соответственно, их причины:
- Невозможность к запуску двигателем или же осуществление запуска со значительными трудностями и неустойчивая работа мотора в процессе холостого хода. Тут дело может заключаться в следующем:
- пробой или обрыв проводов высоковольтного типа;
- неисправности в работе электронного блока управления, катушки и свечей зажигания, входных датчиков, отвечающих за частоту вращения коленчатого вала, а также датчик холла.
- Снижение уровня мощности двигатели и повышение уровня пользования топливом. При этом причина кроется, как правило, в неисправностях следующих механизмов: электронного блока управления, свечей зажигания и всех датчиков.
Напоследок я хочу отметить, что перед тем как начинать процесс поисков неисправностей в анализируемом механизме надо проверить работоспособность топливной системы. Ведь если бензин не поступает в карбюратор, то двигатель наверняка не сможет осуществить запуск.
При этом стоит помнить о том, что мотор может работать и в связи с высоким уровнем топлива, а также негерметичным соединением шланга усилителя с клапаном или впускной трубой, неисправным усилителем тормозов вакуумного типа.
Как видим, все автомобильные системы и их элементы тесно взаимосвязаны между собой, о чем нужно помнить и обращать на это внимание. В целом же я желаю всем водителям никогда или, как минимум, как можно реже сталкиваться с любого рода автомобильными проблемами.
Общие неисправности
Неисправности системы зажигания в общем счете можно разделить на такие категории:
- Когда двигатель не удается запустить.
- Когда двигатель не развивает полной мощности.
- Когда в работе двигателя присутствуют перебои.
Что касается первого типа, то это такие неисправности:
- Повреждение провода, соединяющий модуль зажигания и реле питания;
- Выхождение из строя реле питания;
- Окисление или же неплотное нахождение в гнездах наконечников проводов;
- Нарушение изоляции или загрязнение проводов;
- Изменение зазора между электродами свечей или их замасливание;
- Неисправность в модуле зажигания;
- Выход из строя контроллера, в результате чего импульсы перестали поступать на модуль;
- Выход из строя, неправильная установка или оборванные провода датчика, регулирующий положение коленчатого вала;
- Повреждение контактного уголка датчика;
- Утечка тока в связи с трещинами и прогарами, которые появляются на крышке или датчике, а также с накоплением влаги и нагара на внутренней части крышки;
- Прекращение работы электромагнитного клапана от карбюратора в связи с разрывом провода, который соединяет его с контроллером;
- Выход из строя контроллера;
- Выход из строя коммутатора;
- Неисправность в выключателе;
- Неправильная установка элемента зажигания;
- Повреждение катушки.