Существует множество устройств использующих источник сохранённой электрической энергии — аккумулятор. Он применяется везде, от сотовых телефонов, электронных часов, калькуляторов, фонариков, систем жизнеобеспечения и до систем запуска двигателей автотранспорта. Об электрических накопителях, чем отличаются разные виды таких источников питания, какие нужно знать важные характеристики аккумулятора, правила безопасности его использования будет рассказано далее.
Как выбрать аккумулятор для автомобиля?
Многое в работе АКБ зависит от надёжности самого устройства, условий эксплуатации. Рано или поздно наступает момент замены.
Решившись на приобретение нового изделия, автолюбитель должен помнить о некоторых важных моментах покупки:
- габариты;
- ёмкость батареи;
- расположение клемм;
- пусковой ток;
- цена;
- выбор производителя аккумуляторов для автомобиля.
Расшифруем подробнее перечисленные критерии отбора.
Характеристика и маркировка аккумуляторов для авто по ГОСТ: размеры, вес батареи и обозначения АКБ
Как известно, автомобильная АКБ является одним из основных элементов электросети транспортного средства. Заряженная батарея гарантирует нормальный запуск двигателя при работоспособности основных узлов и агрегатов. Рано или поздно каждая АКБ изнашивается и выходит из строя, поэтому каждый автовладелец со временем столкнется с необходимостью ее замены. Какова маркировка аккумуляторов для авто по ГОСТу, что нужно знать об основных параметрах батарей — об этом мы расскажем ниже.
Какие используются обозначения и надписи для определения размеров, веса и других параметров аккумуляторных батарей? В соответствии с ГОСТ, все автомобильные АКБ, продающиеся в отечественных магазинах, должны соответствовать международным стандартам.
Основные характеристики и параметры батарей:
- Полярность устройств — этот параметр определяет расположение отрицательного и положительного контакта батареи. Если вы посмотрите на аккумулятор со стороны, с которой установлены выводы, то увидите положительный контакт находится слева, а отрицательный — справа. Это свидетельствует о том, что полярность прямая, такие АКБ самые распространенные. Если полярность будет обратно, то плюс будет установлен с правой стороны, а минус — с левой.
- Габаритные типоразмеры устройства. Международные стандарты допускают использование батарей разных размеров, главное, чтобы они соответствовали габаритам посадочных мест в авто, иначе их установка будет невозможной. В частности, речь идет о длине и высоте батареи, ширина всегда должна соответствовать стандарту.
- Резервная емкость устройства. Сколько она должна быть — зависит от конкретного девайса, данный параметр определяет время разряда аккумулятора в минутах на полностью заряженном устройстве. Расчет параметра основан на температуре электролита 25 градусов, то есть для более правильного расчета емкости — как резервной, так и номинальной — батарея должна быть помещена в резервуар с водой соответствующей температуры. По стандартам этот параметр должен быть больше номинальной емкости в 1.63 раза. То есть если емкость устройства будет около 55 Ач, то резервный показатель составит примерно 90 минут. То есть именно на протяжении полутора часов полностью заряженная АКБ сможет питать электрооборудование и прочие приборы автомобиля, если сломается генераторный узел.
- Номинальная емкость. Этот параметр определяется по объему рабочей жидкости в банках конструкции, которую батарея может отдать при разряде током на протяжении 20 часов.
- Ток холодной прокрутки. Этот показатель определяет ток разряда, который автомобильный аккумулятор сможет выдавать в течение десяти секунд. Значение напряжения в данном случае должно составлять 7.5 вольт, не меньше, а уровень температуры электролитического раствора должен быть не менее 18 градусов. Если этот параметр будет выше, то при отрицательных температурах двигатель будет завести значительно проще, но также нужно помнить, что при чрезмерно высокой нагрузке может снизиться ресурс службы стартера. Поскольку ток проходит именно через этот узел. В зависимости от типа АКБ, а также ее характеристик, ток холодной прокрутки может быть разным, кроме того, в данном случае многое зависит от способа измерения.
- Вес устройства. Масса батареи определяется его емкостью. АКБ емкости 55 Ач должны весить около 12.1 кг, 60 Ач — 13.2 кг и т.д.
Таблица значений тока холодной прокрутки
Общие требования маркирования аккумуляторов
Маркировка приборов и, соответственно, их расшифровка, может быть разной, здесь все зависит от производителя устройства. Также маркировка может быть разной в зависимости от типа устройств, ведь для разных типов автомобилей (легковые, грузовые, микроавтобусы, спецтехника), производятся разные АКБ.
И в данном случае имеются ввиду не только типоразмеры, но и емкость, сила тока, а также другие технические особенности. Сама маркировка даже может отличаться в зависимости от страны, в которой используется батарея, однако, все же есть некоторые условия, которые производители учитывают.
Все потому, что эти условия прописываются в стандартах.
Вне зависимости от производителя и типа аккумулятора, на его корпусе будет указана следующая информация:
- Название бренда производителя, его логотип или значок.
- Основные параметры номинального напряжения товара.
- Также на корпусе указывается и значение емкости батареи.
- Тип, к которому относится конкретное устройство. Следует отметить, что сам тип может быть указан в соответствии с одним или даже несколькими стандартами.
- Количество банок, которые установлены внутри конструкции свинцового аккумулятора.
- Дата производства продукции, которая может быть зашифрована.
- Также на корпусе обязательно должны быть отмечены выводы полярности.
- Прочие предупреждающие символы, их число зависит исключительно от изготовителя товара. Обычно это символы, которые предупреждают о правилах эксплуатации, а также транспортировки прибора.
Фотогалерея «Основные неисправности»
Обозначение российских устройств
Все устройства, выпущенные на территории РФ, должны соответствовать стандарту 959-01.
Размеры
Важно! Новая батарея должна подходить по габаритам под соответствующий отсек в автомобиле. Установка аккумулятора меньших размеров нецелесообразна, т. к. изделие будет перемещаться по площадке, что чревато потерей контакта между клеммами и проводами.
Размещение более крупного устройства не оправдано: его тяжело закрепить в неподвижном состоянии.
Размеры АКБ зависят от таких показателей, как ёмкость и марка авто. Европейские производители выпускают аккумуляторы в более длинных, но низких корпусах, азиатские – приближёнными к квадратному формату.
Стандартные размеры первых (возьмём для примера аккумулятор для автомобиля ёмкостью 60 А-ч) – 242 х 175 х 190 мм;
– габариты аналогичных батарей из Азии: 232 х 173 х 225 мм.
Ёмкость
Это – основная рабочая характеристика устройства. Единица измерения – ампер/час (А-ч).
Совет! Требуется подбирать батарею согласно рекомендации производителя данной марки автомобиля, который в свою очередь руководствуется объёмом двигателя, размещённого на этой машине.
Покупка устройства с меньшим значением не принесёт пользы: батареи просто не хватит для нормального функционирования автомобильной сети, для запуска мотора. Приобретение АКБ большей ёмкости экономически не оправдано. Она будет стоить дороже, а эффекта в работе не прибавится.
Напомним о маркировке.
Например, обозначение 6СТ-60 говорит о следующем:
- цифра 6 – изделие состоит из 6 банок;
- СТ – тип батареи: стартерная;
- 60 – показатель заряда энергии, или просто: ёмкость.
Аббревиатура за последними цифрами рассказывает о материале изготовления аккумулятора.
Расположение клемм
На заметку! Существует два варианта расположения зарядных «штырьков»: прямой (отечественный) и обратный (европейский).
В первом случае «плюс» находится слева, во втором – справа. Батареи с обратной полярностью используются на зарубежных устройствах. Клеммы могут различаться по конфигурации.
Европейские компании производят батареи с выступом в нижней части, который служит опорой для фиксатора. Изделия с азиатского континента крепятся сверху прижимной планкой.
Другие размеры аккумулятора, влияющие на его выбор
Другие важные характеристики, которые влияют на возможность установки и быстрого подключения АКБ к бортовой сети – это расположение клемм и их размер. Первый параметр отражает взаимное расположение клемм АКБ относительно ее корпуса. Основные типы:
- прямая полярность – «плюс» слева, а «масса» справа;
- обратная – наоборот.
АКБ при определении полярности должно быть повернуто лицевой стороной (с этикеткой) на себя. Если выбрать аккумулятор с полярностью, не предусмотренной конструкцией авто, то можно столкнуться с ситуацией, когда провода для подсоединения бортовой сети окажутся недостаточной длины (оба или только один). В этом случае придется наращивать кабели, что в принципе несложно, но нежелательно.
Встречаются также аккумуляторы с комбинированным расположением клемм: по диагонали; посередине вдоль длинной стороны корпуса АКБ. Эти обычно подходят на все авто соответствующего стандарта. И американского стандарта АКБ: с прямой и обратной полярностью.
Размер и форма клемм автомобильных батарей тоже бывают разные, что может существенно усложнить процесс подсоединения АКБ к бортовой сети. На отечественных и многих импортных авто установлены аккумуляторы с клеммами в виде столбика и соответствующие этим клеммам по размеру и форме контакты проводов электрической сети машины. Такие клеммы АКБ отличаются между собой – диаметр «массы» чуть меньше, чем у «плюса». Помимо этого, «столбиковые» контакты делятся по диаметру на стандартные и маленькие. Последние обычно встречаются на японских автомобилях, а стандартные больше знакомы по отечественным авто. Встречаются также АКБ с другими типами клемм: под болт, винтовые, в виде плоского уголка с болтовым креплением. Если при выборе аккумулятора не придавать форме и размеру его клемм значения, то придется в итоге менять контакты на подсоединяющих проводах электрической сети авто.
Еще один немаловажный размерный параметр АКБ – насколько его габариты соответствуют штатному фиксирующему креплению для него. Конечно, очень многие ездят вовсе никак не закрепляя батарею, а просто поставив ее в аккумуляторное гнездо (нишу). Вес АКБ и плюс работа подвески обеспечивают относительную устойчивость аккумулятора и безопасность его эксплуатации. Однако неизбежные вибрации и «подпрыгивания» на ухабах вряд ли способствуют продлению срока службы автомобильных батарей. Кроме того, в случае возникновения какой-либо аварийной ситуации не известно где и в каком состоянии окажется незакрепленная АКБ и ее кислота. Поэтому лучше все-таки обмерить предварительно либо размеры под крепеж «родного» аккумулятора, либо контуры и формы самого крепления.
Пусковой ток
Ещё один важный параметр АКБ. От него зависит насколько уверенно батарея запустит двигатель в любую, даже холодную погоду.
Производители с разных континентов в маркировке используют свои наименования:
- Российский: ГОСТ 959 2002.
- Европейский: EN.
- Немецкий: DIN.
- Американский:
Важно! Параметры российского и европейского стандарта идентичны. Если нашему автолюбителю нужно купить аккумулятор с пусковым током 600 А, то можно выбирать продукцию с маркировкой ГОСТ или EN 600 А.
В случае, если на батарее указан немецкий стандарт DIN, то придётся произвести следующие вычисления: показатель, стоящий за DIN умножить на коэффициент 1,7, получится требуемое значение.
При покупке аккумулятора американского производителя, цифру, стоящую после аббревиатуры SAE, следует уменьшить на 5-10%.
Жителям северных районов страны лучше приобретать изделия с большим показателем пускового тока. Они стоят дороже, зато не будет проблем с запуском в сильные морозы.
Выбор производителя
На рынке аккумуляторов есть компании, которые своей продукцией заслужили авторитет у потребителей качеством изделий.
Назовём некоторые марки:
- Bosch;
- Varta;
- Tyumen Battery;
- Mutlu;
- Delkor;
- «Зверь»;
- Moll;
- Аком;
- Optima;
- Exide;
- A-mega.
Запомнить! Продукция этих компаний выделяется отличным качеством, долгим эксплуатационным сроком, способностью работать при низких критических температурах.
Но…чем выше их позиции в рейтинге, тем стоимость хороших аккумуляторов для автомобиля дороже. За качество нужно платить.
Есть категория батарей, производители которых недавно присутствуют на рынке. Они успели хорошо зарекомендовать себя в кругу автолюбителей; Tornado, Topla, Medalist. Их продукция отличается более демократичной стоимостью.
Виды автомобильных аккумуляторов
Современная промышленность производит различные виды аккумуляторных батарей. Чтобы не запутаться в обилии видов, остановимся на самых популярных изделиях, которые устанавливаются в настоящее время на автомобилях.
Это:
- свинцово-кислотные;
- AGM;
- EFB.
Разберём каждую группу.
Свинцово-кислотные аккумуляторы
Состоят из пластин, выполненных из свинцового материала и электролита, компоненты размещены в 6 банках. К свинцу может быть добавлена сурьма или кальций.
Исходя из этого устройства разделяются на малосурьмянистые (маркировка Sb), кальциевые (Ca\Ca или Ca+) и гибридные типы (Sb\Ca или Hybrid Battery).
Наиболее популярными считаются два последних типа. Кальциевые, необслуживаемые аккумуляторы, отличаются большой ёмкостью, высокими показателями пускового тока. Жидкость в них практически не испаряется, благодаря крышкам особой системы. Это обуславливает большой срок их эксплуатации. Недостаток – высокая цена и нетерпимость к глубоким разрядам.
Гибридные, малообслуживаемые, батареи более стабильны в работе, в последнее время их популярность среди автомобилистов возрастает.
AGM (Absorbed Glass Material).
В таких изделиях электролит заключён в микропористый стекловолнистый материал и расположен между пластинами. АКБ отличаются высокими техническими характеристиками, устойчивостью к глубоким саморазрядам, имеют долгий срок службы.
Аккумуляторы такого типа устанавливают в авто, оснащённых системой Start/Stop.
EFB (Enhanced Flooded Battery).
В этих изделиях – обратная картина. Пластины обёрнуты в стекловолнистый материал, что препятствует их осыпанию. Параметр пускового тока, величина энергетического заряда в таких батареях на высоком уровне, а возможность длительного использования привлекает к себе потребителей.
Технические характеристики
На сферу применения элемента питания сильно влияют технические характеристики аккумулятора. Наиболее важнейшие из них:
- ёмкость,
- плотность выдаваемой энергии,
- напряжение батареи,
- насколько её можно разрядить до момента невозможности последующего заряда,
- срок службы,
- рабочая температура,
- скорость саморазряда,
- выдаваемая сила тока,
- габариты и вес,
- вид исполнения.
Теперь подробнее.
Ёмкость, напряжение и сила тока
Основные характеристики АКБ:
Когда требуется замена аккумулятора?
В жизни каждого автолюбителя встречается такая ситуация, когда его «родная» батарея начинает подводить своего владельца. Она начинает «капризничать»: заводиться не с первого раза, а то и вовсе может не запустить мотор.
Часто это случается в холодную погоду. Согласитесь, мало приятного: бегать с прикуривателем по соседям с просьбой о помощи завести авто. Иные варианты выхода из тупикового положения: найти человека, согласившегося «дёрнуть» машину на тросе или «толкнуть» с горки.
Помимо этих случаев неисправная батарея даёт о себе знать следующими способами:
- на табло бортового компьютера высвечивается требование зарядить устройство;
- вольтметр показывает низкий уровень заряда, даже после интенсивного движения;
- появляется посторонний затхлый запах от батареи;
- низкий уровень плотности в одной из банок;
- аккумулятор не заряжается до нужного уровня даже при помощи зарядного устройства.
В некоторых моделях имеется глазок – индикатор, с помощью которого можно определить уровень электролита в устройстве.
Техника безопасности
Не стоит забывать, что любой элемент питания содержит достаточно активные химические вещества, которые могут представлять определённую опасность для человека. Особенно касается бытовых вариантов накопителей, содержащих литий. Это очень активный металл, который нельзя перегревать. Сборки, содержащие его, при определённой температуре нагрева могут попросту взорваться. Это случается очень редко, поэтому использование его относительно безопасно. Перегрев может стать результатом короткого замыкания полюсов батареи. Замыкающий проводник проведёт через себя максимальное количество тока накопителя, вызывая перегрев.
Вообще никакой аккумулятор нельзя замыкать между полюсами накоротко. Химические реакции, происходящие в нем в этот момент, начнут идти с повышенной скоростью. Результат этого непредсказуем. Кроме перегрева может произойти разрушение корпуса батареи при выделении газов.
Никакое устройство накопления электрического разряда нельзя перегревать. Стоит электролиту, даже относительно безопасных щелочных аккумуляторов закипеть — корпус батареи просто разорвёт. А щёлочь или кислота — это тоже очень вредные вещества для человека. Будь они хоть жидкие (ожоги), хоть в виде пара (ожоги слизистых, лёгких).
Что следует знать при покупке нового аккумулятора?
Выбирая товар автолюбитель должен помнить о следующих факторах:
- На изделии должен стоять штамп о дате выпуска. Срок реализации аккумуляторной батареи – полгода. Больший показатель свидетельствует о неготовности устройства для работы.
- Наличие отметки о токе холодного пуска. Для южных районов этот показатель не критичен. В северных областях необходимо выбирать батарею с более низкой температурой запуска, которая не подведёт владельца в сильные холода.
- При покупке нужно попросить продавца замерить напряжение на клеммах. Оно должно быть равно 13-13,5 В без нагрузки для 12-вольтовых аккумуляторов. Меньший показатель говорит о длительном стоянии на полке изделия или его неисправности.
Иногда в торговых точках предлагают контрафактный товар.
Важно! Чтобы не нарваться на подделку необходимо проверить сертификат устройства, его внешний вид. На упаковке не должно быть ошибочных надписей, этикетки – наклеены ровно, целлофановая упаковка – находиться в идеальном состоянии.
Рейтинг лучших аккумуляторов для автомобиля 2021 года
В нашем обзоре расскажем о наиболее популярных среди российских водителей моделях аккумуляторов. Учитывалось мнение экспертов автомобильной отрасли, высказывания их владельцев на форумах интернета.
Позиции расставлены по мере возрастания популярности.
10 – «Зверь» 6 СТ-55
На заметку! Гибридный аккумулятор, выполненный по технологии Ca+. Она означает, что в плюсовые электроды легирована сурьма, в минусовые – кальций. Это делает пластины более прочными, срок эксплуатации таких изделий увеличен.
Отметим следующие достоинства батареи отечественного бренда:
- возможность контроля заряда благодаря индикатору Magic Eye;
- корпус выполнен из морозоустойчивого и прочного полипропилена T-max;
- применение «лабиринтовой» крышки с отводами, благодаря которой конденсат превращается в жидкость и возвращается обратно в батарею;
- устойчивость к глубоким разрядам;
- значительное снижение потерь воды;
- выдерживает большие нагрузки локального потребления.
В таблице приведены технические характеристики АКБ.
Наименование | Показатели |
Полярность | прямая |
Ёмкость (А-ч) | 55 |
Ток пуска (А) | 530 |
Габариты д/ш/в (мм) | 242 х 175 х 190 |
Температурный режим (°C) | -50 – +85 |
В модели «Зверь» 6 СТ-55 задействована также технология SiO2, увеличивающая рабочий температурный диапазон.
9 – Delta GX 12-60
На заметку! Модель российского бренда, производящая свою продукцию на территории КНР. Исходя из этого цена моделей бренда привлекает потребителей доступностью.
Изделие относится к группе свинцово-кислотных аккумуляторов. Характерной особенностью изделия является использование композитного геля вместо электролита, вязкого раствора серной кислоты.
При производстве батареи задействованы надёжные материалы. К примеру, пластик выполнен из сверхпрочного ABS-полимера. Это обусловило длительный срок его работы: 15 лет.
Среди остальных преимуществ выделим:
- стойкость к глубоким разрядам;
- повышенная безопасность: отсутствуют газовыделение, кислотные утечки, материал корпуса не поддерживает горения;
- минимальный саморазряд (3% в месяц при T=20°C).
Необслуживаемый аккумулятор можно использовать для работы в циклическом и буферном режимах.
Параметры Delta GX 12-60.
Наименование | Показатели |
Полярность | прямая |
Ёмкость (А-ч) | 60 |
Максимальный ток разряда (А) | 600 |
Габариты д/ш/в (мм) | 258 х 166 х 206 |
Вес (кг) | 23,5 |
Температурный режим (°C) | -20 – +60 |
Характеристики изделия соответствуют требованиям международных стандартов UL и IEC
8 – Varta Ultra Dynamic
Интересно! Эта марка из Германии является своеобразным эталоном качества продукции. Модельная линейка имеет несколько вариантов по ёмкости. Все АКБ этой серии выполнены по инновационной гелевой технологии AGM.
Рассмотрим модель с ёмкостью 95 А-ч. Благодаря используемой технологии существенно увеличен ток холодного запуска – 850 А, срок эксплуатации изделия.
Аккумулятор как нельзя лучше подходит для применения в городской черте: многочисленные остановки на светофорах, пробки. Высокое энергопотребление при таком движении не нарушает привычный стабильный ри. Эта батарея – оптимальный вариант для «крутых» внедорожников, бороздящих бескрайнее российское бездорожье. Их мощные моторы получают запредельную нагрузку, но «Варта» справляется и с этим режимом.
Отметим плюсы АКБ:
- совместимость с автомобилями, имеющими кнопку Start/Stop;
- увеличенный срок службы по сравнению с обычными батареями Varta;
- действие системы быстрой перезарядки;
- устойчивость к коррозии.
Немецкие производители уверены в качестве своей продукции: гарантия на модель 24 месяца.
Приведём в таблице основные характеристики Ultra Dynamic.
Наименование | Показатели |
Полярность | обратная |
Ёмкость (А-ч) | 95 |
Пусковой ток (А) | 600 |
Габариты д/ш/в (мм) | 353 х 175 х 190 |
Вес (кг) | 23,5 |
Температурный режим (°C) | -20 – +60 |
Ещё одна «изюминка» производства моделей «Ультра Динамик» – запатентованная технология Power Frame, применяемая в создании эффективной решётки батареи.
7 – Optima YellowTop
Аккумуляторный ряд известной американской компании. Его особенностью является факт возможного размещения изделия в любом положении. При производстве применяется гелевая технология, при которой электролит находится внутри батареи не в жидком, а в адсорбированном виде.
Стартерный аккумулятор прекрасно справляется с огромными нагрузками, связанными с максимальным потреблением энергии. Название модельная линейка получила по жёлтой окраске крышки.
Выделим её следующие преимущества среди аналогичных устройств:
- разряд и последующий заряд изделия происходит без изменения ёмкости;
- спокойно переносит глубокие разряды;
- устойчивость к вибрации;
- вариативность выбора по ёмкости: от 38 до 75 А-ч.
Перечислим параметры одной из моделей Yellow Top: 55 А-ч.
Наименование | Показатели |
Полярность | прямая |
Ёмкость (А-ч) | 55 |
Пусковой ток (А) | 765 |
Габариты д/ш/в (мм) | 200 х 254 х 174 |
Вес (кг) | 19,5 |
Температурный режим (°C) | -40 – +40 |
Устройства линейки чрезвычайно практичны. Они залиты, заряжены требуют минимального обслуживания.
6 – Exide Premium
Ещё один представитель американского континента, производящий отличные автомобильные аккумуляторы. Компания основана в 1888 году, за это время накоплен солидный опыт для выпуска высококачественной продукции.
Принцип работы
Между пластинами и электролитом непрерывно происходит электрохимическая реакция. При разряде химическая энергия преобразовывается в электрическую, а при заряде, наоборот, – электрическая в химическую. Когда аккумулятор подключен к потребителям энергии, то происходит его разрядка.
Химическая формула реакции
Происходит следующий процесс. На катоде идет восстановление диоксида свинца. Свинец на аноде окисляется. Серная кислота вступает в реакцию с металлами на обеих пластинах. При этой реакции образуется сульфат свинца. Процесс называется сульфатацией. Из серной кислоты выделяется водород, который затем вступает в реакцию с кислородом из положительно заряженной пластины. Образуется вода, а серная кислота расходуется. Плотность электролита понижается. Процесс реакции показан на картинке.
При зарядке весь процесс происходит в обратном порядке. Серная кислота восстанавливается. Вновь образуется диоксид свинца и серная кислота. При полной зарядке плотность электролита должна быть в пределах 1,29 гр/см3. Это значение показывает уровень содержания серной кислоты на один кубический сантиметр электролита.
Таким образом, работа батареи основана на циклах заряд-разряд. Если допустить глубокий разряд, процесс может быть необратимым. Останется только вода и сульфат свинца. Поэтому нужно всегда следить за уровнем заряда.